Четверг, 09.05.2024, 16:53
Союзъ Верныхъ
Главная страница | Регистрация | Вход
Меню сайта
Разделы новостей
Новости Союза [11]
Официальные новости Союза. Анонсы, отчеты, обращения.
Наши Соратники [5]
Объявления, заявления и новости наших соратников.
Начало » 2007 » Август » 24 » Черносотенное движение, как ориентир борьбы за возрождение государства Российского.
Черносотенное движение, как ориентир борьбы за возрождение государства Российского.
Организационная работа в Союзе Верныхъ движется полным ходом, но идти вперёд нельзя, забывая о том, за что мы боремся и какие идеи преследуем. Размещением сей статьи является желание раскрыть истинный облик Черносотенного движения, запятнанный десятилетиями русофобской пропаганды.

По книге Анатолия Степанова «Черная Сотня»

«Иудеи и масоны, опять скажу, делают своё дело - отравляют нас, подрывают под самые основы нашего государства, нашей Церкви - но, господа, ведь они не могут же навязывать нам своих книжек, своих газет - насильно; ведь можем же мы с негодованием отвращаться этой отравы: кто же виноват, что мы отравляемся? Кто же мешает православным русским людям в руки не брать ни одного иудейского листка, не подписываться ни на одну вредную газету? Ведь если бы мы в самом деле дорожили Святынями Православия, если бы ревновали о славе имени Христова, то не посмел бы ни один враг христианства проникнуть в нашу среду, ни один листок, ни одна газета не нашла бы себе читателя среди нас».
Архиепископ Никон (Рождественский)

В пылу полемики зачастую совершенно теряется начальный смысл понятий. Так, например, произошло с названием «черносотенец». Те, кто употребляет его в виде бранной клички, очевидно, и не подозревают, что оно имеет многовековую и весьма достойную историю. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
Осенью 2005 года мы отметили знаменательную дату - 100-летие возникновения Союза Русского Народа - самой массовой православно-патриотической организации начала XX века. Но, вспоминая об этом событии, невозможно отдельно говорить только о Союзе. Он все-таки являлся лишь частью обширного движения, поднявшего на борьбу с революцией все слои русского общества и получившего общее наименование Черная Сотня.

Словом «черносотенцы» русских людей, поднявшихся на борьбу с беззаконием и смутой, назвали их враги - революционеры, для которых такое наименование было ругательным. Однако сами черносотенцы его приняли. Один из основателей Союза Русского Народа художник Аполлон Майков (сын известного русского поэта) в своей брошюре «Черносотенцы и революционеры» утверждал, что нет оснований стыдиться такого названия, потому что «первыми поднявшими знамя «За Веру, Царя и Отечество» были большею частью русские люди простого звания, крестьяне, мещане, а простой народ в прежние времена называйся «чернью», «черными людьми».

А один из вождей черной сотни редактор «Московских ведомостей» Владимир Грингмут в статье «Руководство черносотенца-монархиста» на поставленный им вопрос: «Почетное ли это название «черная сотня»?», - без обиняков заявлял: «Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными Царю русскими боярами. Все они были настоящими «черносотенцами», и все они стали, как и нынешние «черносотенцы-монархисты», на защиту Православного Монарха, Самодержавного Царя».

***

Случаи самоорганизации русского народа для отпора надвигавшейся революции можно проследить с конца XIX века. В 1881 году после убийства Царя-Освободителя Александра II, когда органы правопорядка пребывали в растерянности, в Петербурге была создана «Священная дружина». Ее назначением стала борьба с народовольческим террором. Организация просуществовала около года - в те дни власть справилась с террористами собственными силами. Одновременно в Москве по инициативе М. Каткова и К. Победоносцева была создана «Добровольная народная дружина» для охраны Государя и членов Императорской Фамилии во время Их приездов в Москву. В силу ограниченности своих задач эта организация созывалась эпизодически.

К концу XIX века стал очевидным отход русского образованного слоя от истоков русской жизни: Православия, Самодержавия и Русской Народности. Безверие, политическая фронда и космополитизм становились признаками «хорошего тона» в среде интеллигенции. Особенно пагубно это действовало на молодежь, поэтому в среде московских интеллектуалов возникла идея объединить усилия тех, кто еще не порвал духовной связи с основами русского устроения. Так в 1890 году появился журнал «Русское обозрение». Вдохновителем журнала был великий русский мыслитель Константин Леонтьев. Финансовое состояние журнала было совсем не блестящим, чем не преминули воспользоваться враги, пустив слух о присвоении средств редактором и издателем А. Александровым. Слухи оказались несостоятельными, но благое дело было загублено, и журнал вышел в последний раз в мае 1898 года.

Формальной датой появления на свет Божий черносотенного движения можно считать 16 января 1901 года. В тот день в Петербурге состоялось заседание, где был окончательно утвержден проект устава организации, которую ее создатели назвали «Русское Собрание».

«Русское Собрание» начало действовать как интеллектуальный центр еще только зарождавшегося православно-монархического движения. В тех условиях такого рода деятельность была крайне необходимой. Прежде чем действовать, нужно было определить источники и характеры угроз бытию России и выработать формы борьбы с ними.
Появление первой национальной организации многими русскими людьми было встречено с энтузиазмом. Численность Русского Собрания начала быстро расти. Уже к концу 1901 года в нем насчитывалось около 1000 членов, а к концу 1902 года - около 1600. В феврале 1903 года у РС появился и свой печатный орган - «Известия Русского Собрания», которые выходили специальными выпусками почти два года. Наконец дело дошло до создания отделов на местах. Организация разрасталась и крепла.

Так по-русски неторопливо, по-аристократически размеренно и развивалась бы история черной сотни. Если бы не революция, которая грянула неожиданно. Даже власть поначалу совершенно растерялась. В бурные 1905-1906 годы ничем особенным себя не проявило и Русское Собрание. Но ситуация требовала иных, прежде всего политических и к тому же решительных действий. Ориентируясь исключительно на академическую и просветительскую деятельность, первая русская национальная организация приобрела в патриотических кругах устойчивую репутацию ретроградной.

В этих условиях центр черносотенного движения переместился в Москву. Там весной 1905 года на базе кружка дворян, который возглавляли братья Павел и Петр Шереметевы, был создан «Союз Русских Людей». Первоначально состав Союза был преимущественно дворянско-аристократическим, но с 1906 года его ряды начали пополнять представители интеллигенции, учащейся молодежи и служащих.

Одновременно с Союзом Русских Людей в апреле 1905 года усилиями редактора «Московских ведомостей» Владимира Грингмута вокруг редакции начал формироваться костяк будущей Русской Монархической Партии. Организационное ее оформление произошло в самый разгар смуты осенью 1905 года. В отличие от Русского Собрания и Союза Русских Людей новая партия отличалась, прежде всего, своим составом (в ее отделы входили в значительно большем количестве представители низших сословий: мелкие чиновники, мещане, рабочие, крестьяне). Руководителем партии стал Владимир Грингмут.

Осенью 1905 года, когда революционными беспорядками были охвачены все крупные города, а убийства верных слуг Царя стали чуть ли не повседневными, по всей стране начали создаваться многочисленные черносотенные организации. Словом, русский народ очнулся и по всей Империи стал подниматься на борьбу с крамолой, создавая для этих целей многочисленные союзы и общества.

***

Настоящим массовым и самым мощным движением, возникшим в ту пору, стал «Союз Русского Народа».
22 октября 1905 года в Петербурге состоялось первое организационное собрание будущего Союза. А 8 ноября 1905 года был создан Главный Совет Союза Русского Народа. Его председателем был избран доктор Александр Дубровин. Товарищем председателя стал инженер Александр Тришатный, которого вскоре сменил Владимир Пуришкевич, казначеем - купец Иван Баранов, секретарем - присяжный поверенный Сергей Тришатный. Помимо них в первый состав Главного Совета вошли известные деятели черносотенного движения: неизменный защитник черносотенцев в судах, присяжный поверенный и публицист Павел Булацель, известный публицист, специалист по финансам и еврейскому вопросу Георгий Бутми, художник, автор проекта нагрудного знака СРН Аполлон Майков, председатель Совета петербургского Гостиного Двора купец Павел Сурин и другие.

Уже 21 ноября Союз организовал первый массовый митинг в Михайловском манеже. А 28 ноября вышел первый номер газеты «Русское знамя» печатного органа Союза.

В уставе цель Союза определялась как «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего Отечества - России единой и неделимой». Согласно программным положениям СРН, Православная Церковь должна сохранить господствующее положение в России. Только через веру, богослужение и таинства можно установить прочное общение и единение Царя со своим православным народом. Выход из смуты виделся союзникам в реформировании церковно-государственных отношений, так чтобы основой церковного и государственного строения стал церковный приход как правоспособная и дееспособная церковно-государственная единица.

Подавляющее большинство членов организации были крестьяне, много было ремесленников, мелких служащих, наемных рабочих, т.е. костяк организации составлял простой народ, но в СРН входили представители всех сословий России. Это давало полное основание руководителям говорить о том, что СРН - это и есть русский народ.

Союз рос стремительно. Новые отделы открывались по всей России. Причина первоначальных успехов Союза Русского Народа стала понятной, когда удалось выяснить обстоятельства возникновения Союза.

Союз Русского Народа был создан по инициативе настоятеля Воскресенского монастыря Новгородской епархии игумена Арсения, который свел воедино доктора медицины Александра Дубровина, художника Аполлона Майкова, самого Баранова и московского мещанина Константина Полторацкого (организатора общества «Народная охрана»). Эти люди собрались в октябре 1905 года на квартире Баранова, где и «зародилась мысль об организации большого союза, который встал бы на защиту Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности».

Сам игумен Арсений рассказывал об этом историческом событии так:
«В первых числах октября 1905 года прибыл я в Петербург из своей обители - Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе от истребления православных. Толпа русского народа, узнав о моем прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день была переполнена плачущими.

12 октября Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием «Союза Русского Народа». Эта мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей, между которыми присутствовал некто уважаемый Иван Иванович Баранов. Все одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением. После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию союза. Все мои почитатели с любовию спешили присоединиться к нам и между прочим - Александр Иванович Дубровин, которого единогласно мы избрали в председатели. Благодаря неутомимой энергии г. Дубровина наш союз стал быстро разрастаться и привлек миллионы истинно-русских людей со всей России».

Вот она, причина первоначальных успехов Союза Русского Народа - его создание благословила сама Матерь Божия! А организатором Союза выступил священнослужитель!

В 1906-1908 годах черная сотня становится самым массовым общественно-политическим движением. Изданный в конце 1906 года список включал 272 патриотические организации, действовавшие в более чем 200 городах и селах Российской Империи. По подсчетам Департамента полиции в это время черносотенцев насчитывалось около 500 тысяч человек. Сами же черносотенцы числили в своих рядах значительно большее число единомышленников - до трех миллионов. Столь разительное расхождение в цифрах объясняется разной методологией подсчета. Полиция, несомненно, подсчитывала только более-менее активных участников черносотенного движения. Но были еще и пассивные члены, и таких, естественно, было значительно больше.

В 1906-1908 годах черная сотня представляла собой такую силу, которая наводила ужас на революционеров и либералов. Один из руководителей движения астраханский купец Нестор Тиханович-Савицкий в январе 1907 года обращался к либералам: «Грозный призрак «Союза Русского Народа», который вас так страшит, не призрак; это - тот самый русский народ поднимается, над чувствами которого вы издевались и который потребует уже скоро вас к ответу. Это встает грозный Мститель за поруганную честь России, за ее, растоптанное вами, знамя. «Союз Русского Народа» растет, отделы его покрывают всю Россию. Ни ваша злоба, ни ваши вопли, ни хватанье за правительство не остановят могучий рост Мстителя. Он освободит Россию от вас и выведет ее на тот путь истинной свободы народной, на котором не место вам, презренным обманщикам! Русь идет! Расползайтесь, гады!». Тогда были все основания так говорить!

Одной из главных причин широкого влияния и распространения черносотенства были всесословность и демократизм организации. В числе членов-учредителей самой массовой черносотенной организации - Союза Русского Народа - мы видим представителей дворянства, духовенства, купцов, почетных граждан, крестьян.

Предпринимались попытки привлечь в свои ряды и рабочих - представителей того социального слоя, на который опирались социалисты. Особенно активно такая деятельность велась в Москве.

В Петербурге активную работу среди рабочих проводил Союз Русского Народа, который имел свои отделы на ряде крупнейших заводов. Черносотенцы пытались отвлечь рабочих от пагубной политической борьбы, поддерживали их справедливые экономические требования. Однако, несмотря на все усилия, широкой поддержкой среди рабочих черная сотня не пользовалась.

Самой наглядной демонстрацией силы и могущества черной сотни были Всероссийские Съезды Русских Людей. Всего их было шесть, но первые четыре прошли именно в период наивысшего подъема монархического движения в 1906-1907 годах. Наиболее впечатляющими по размаху были Третий и Четвертый съезды.

Третий Всероссийский Съезд Русских Людей проходил в Киеве 1-7 октября 1906 года. На нем присутствовало около 500 человек, из них 200 делегатов, которые представляли 74 организации от 60 губерний и городов Европейской России и Сибири. Съезд замышлялся и прошел как грандиозная манифестация монархистов. На нем присутствовали все ведущие деятели черносотенного движения. В адрес Съезда пришли приветственные телеграммы от Митрополита Владимира (Богоявленского), Архиепископа Антония (Храповицкого), Епископа Гермогена (Долганова), Епископа Никона (Рождественского). Ободрительную телеграмму прислал о. Иоанн Кронштадтский. Съезд открылся молебном, который отслужил Митрополит Киевский Флавиан в сослужении с двумя викарными Епископами, несколькими архимандритами и протоиереями. После молебна владыка обратился с архипастырским благословением и приветствием к Съезду.
Именно на Третьем Съезде по инициативе черниговского протоиерея о. Федора Васютинского было принято решение считать день Покрова Богородицы праздником всех монархических организаций Империи.

Четвертый Съезд стал впечатляющей манифестацией силы черной сотни. Съезд проходил 26 апреля - 1 мая 1907 года в
Москве. Он замышлялся как своего рода символ победы над смутой. На Съезд прибыло невиданное число делегатов - около 900, и практически со всей России: из столиц, центральных губерний, Поволжья, Кавказа, Холмской Руси, Сибири. Накануне Съезда 25 апреля было совершено освящение хоругвей черносотенных организаций, которых было более 130.
Съезд начался крестным ходом, который проследовал от Епархиального дома в Кремль, там - в Успенском соборе - были отслужены литургия, молебен и была освящена икона Покрова, исполненная великим русским художником Виктором Васнецовым специально для Съездов Объединенного Русского Народа. Затем у памятника Минину и Пожарскому была отслужена лития спасителям Отечества, после чего крестный ход двинулся через Красную площадь. У Иверской часовни было совершено молитвословие. Когда крестный ход, пройдя по Тверской, дошел до дома генерал-губернатора, там состоялась патриотическая манифестация с пением народного гимна.

Наконец в церкви Епархиального дома торжественное молебствие отслужил Митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Открытие Съезда прошло при большом стечении духовенства, присутствовал ряд архиереев. В ходе работы Съезда 28 апреля был заложен на Ходынском поле «Храм-памятник Русской скорби», посвященный памяти Великого князя Сергея Александровича и предназначенный для увековечения верных долгу и присяге убиенных царских слуг.
Почему же, несмотря на несомненные успехи православно монархического движения в России, оно не смогло остановить революцию 1917 года? Понять и проанализировать момент упадка монархического движения, как бы это не было прискорбно, необходимо. Необходимо для того, чтобы в дальнейшем, имея негативный опыт черносотенцев начала XX века, постараться не повторять ошибок, приведших в конечном итоге к гибели монархии, которая осталась без надежной защиты и опоры. Одной из серьезных причин расколов и упадка черносотенного движения были козни высших сановников и в целом бюрократии. К тому времени большинству слуг царевых духовно близки были либералы и совершенно чужды охранители-черносотенцы. Правые, конечно, не могли смириться с заигрываниями правительства и других чиновников с врагами Самодержавия. Монархисты критиковали непоследовательность правительства, требовали от чиновников либо публичного исповедания своего монархического мировоззрения, либо ухода в отставку.

Правительство, в свою очередь, взяло курс на провоцирование внутренних неурядиц в черносотенном движении. Методы использовались самые разные. Власти налагали денежные штрафы на монархические издания, запрещали собрания, угрожали судебным преследованием. Вместе с тем приближали к себе готовых к компромиссам лидеров, выборочно выдавали денежные субсидии. К сожалению, активно проводил подобную политику и такой талантливый государственный деятель, как П.А Столыпин. Чиновничество в целом, особенно его высшие слои, откровенно деградировало в духовно-нравственном отношении. Совершенно прав в своей оценке историк В. Острецов, когда пишет, что «правительственная администрация давно уже предала принципы самодержавия и православия и не хотела поддерживать Союз, как не могла открыто заявить о своей враждебности к нему. Отсюда постоянная половинчатость, недоброжелательство градоначальников, губернаторов, министров внутренних дел и их заместителей, начальников военных округов... Такое отношение действовало деморализующе на рядовых членов Союза, и число отделов правых организаций неуклонно сокращалось. Им не разрешалось устраивать даже благотворительные вечера, отказывалось в разрешении проводить собрания. Давление нарастало по мере приближения к 1917 г.».

Безусловно, были и чиновники, которые не боялись открыто поддерживать деятельность Союза, но их было явное меньшинство.

Камнем преткновения для черной сотни стали отношения к Манифесту 17 октября и Государственной Думе, которые ставили черносотенцев в двусмысленное положение. С одной стороны, как истинные сторонники Самодержавия, они не могли не отвергать любое поползновение на ограничение власти Царя, а Манифест положил тому начало. С другой стороны, Манифест издал Государь, а потому всякий монархист-черносотенец был обязан ему повиноваться. Эта коллизия стала одной из причин раскола Союза Русского Народа.

По сути, в черносотенном движении сложилось два течения. Первое представлял А.И. Дубровин и его сторонники. Они являлись принципиальными противниками Государственной Думы, выступали за неограниченное Самодержавие. Второе течение представляли Н.Е. Марков и ряд депутатов Государственной Думы от правых. Они утверждали, что Государственная Дума вовсе не ограничивает Самодержавия.

Борьба вокруг различного понимания смысла Манифеста 17 октября и задач Государственной Думы, несомненно, усугублялась амбициями лидеров, которые ловко использовали враги черной сотни. В результате, несмотря на громогласные заявления, так и не было создано единой организации. Черная сотня на всем протяжении своего существования представляла собой множество мелких партий и групп. Более того, амбиции лидеров приводили к тому, что постоянно происходило дробление крупных движений. Вскоре расколы и внутренняя борьба фактически парализовали деятельность крупнейшей черносотенной организации - Союза Русского Народа.

Раздоры начались с трений между председателем Главного Совета Союза Русского Народа Александром Дубровиным и его товарищем Владимиром Пуришкевичем. В результате последний осенью 1907 года оставил пост, а затем вышел из Союза. Вскоре группа бывших союзников создала Русский Народный Союз имени Михаила Архангела, руководителем которого стал Пуришкевич. Устав новой организации был утвержден в марте 1908 года. От устава СРН он отличался лишь тем, что признавал необходимость существования Государственной Думы. Естественно, началось перетягивание на свою сторону местных отделов Союза Русского Народа. Раскол охватил чуть ли не всю организацию. Кое-где, например, в Одессе, дело доходило до откровенных стычек и рукоприкладства. Все это нанесло огромный вред образу черной сотни в обществе.
Осенью 1909 года попытку объединить монархистов предпринял председатель Русского Монархического Союза протоиерей Иоанн Восторгов. Для этой цели он организовал Съезд Русских Людей в Москве, на который пригласил большое число архиереев и всех руководителей крупных черносотенных союзов и партий. Однако из иногородних архиереев прибыли только Серафим (Чичагов) и Стефан (Архангельский), хотя представителей духовенства в целом было много. Ну а большинство видных деятелей черной сотни проигнорировали приглашение отца Иоанна.

Приветствуя Съезд, Епископ Вологодский Никон (Рождественский) с горечью писал: «Как тяжело видеть разъединение среди одинаково любящих родину, Царя и святую Церковь Православную!.. Я верую, что если все мы проникнемся христианским убеждением, что не мы делаем добро, а Сам Бог в нас и чрез нас исполняет Свои же святые заповеди, что мы - только недостойные орудия Его всеблагого Промысла, то приосенит нас тот дух смирения, который привлекает к себе Божью благодать. Только смиренное сознание нашего ничтожества может сделать нас способными выполнить святое дело спасения Отечества». Увы, призыв владыки повис в воздухе.

В 1909-1912 годах Союз Русского Народа потряс мощный раскол, который затронул все организации и от последствий которого черносотенное движение уже не смогло оправиться. Все началось с предательства одного из близких А.И. Дубровину людей Пруссакова. Из корыстных побуждений он вышел в начале 1909 года из Союза и опубликовал в газетах ложные сведения о якобы причастности Дубровина и других руководителей СРН к убийству Герценштейна. Как бы то ни было, эта история серьезно подорвала авторитет Александра Дубровина в Союзе.

Воспользовавшись ослаблением позиций Дубровина, группа его противников в руководстве СРН совершила «тихий переворот» в Союзе. Однако сторонники А.И. Дубровина с переворотом не смирились. В итоге это повлекло за собой череду всевозможных интриг и привело к противостоянию внутри организации.

Дурной пример оказался заразительным. Произошел раскол и в московском Русском Монархическом Союзе. На потеху врагам черносотенцы начали поливать друг друга грязью, переманивать на свою сторону рядовых членов движения. В междоусобную борьбу оказались втянуты многие право-монархические организации и группы. Результатом этого стали еще большее падение авторитета черной сотни, сокращение численности организаций и союзов, закрытие части отделов СРН. Словом, черносотенцы уничтожали сами себя. «И как правительству опираться на нас, - с горечью писал архимандриту Макарию (Гневушеву) о. Иоанн Восторгов, - если мы сами друг друга едим».

Последние попытки преодолеть пагубный раскол и объединиться были предприняты в самый разгар мировой войны в 1915 году. Однако черносотенцы так и не смогли договориться между собой. Гордыня и тщеславие вождей взяли верх над трезвомыслием и благоразумием. По сути, приговор черной сотне вынес И.Г. Щегловитов, который в письме историку Д. И. Иловайскому с грустью заметил: «Как все у нас странно. В монархии монархистов только небольшая кучка».
Ожесточенно сопротивлявшиеся революции члены Союза Русского Народа, как и черная сотня в целом, вполне закономерно стали ее первыми жертвами. Уже после февраля 1917 года против черной сотни начались репрессии Временного правительства. Практически сразу же, в условиях воцарившейся «демократии», все черносотенные организации были запрещены, а их печатные органы закрыты. «Мы фактически разгромлены, отделы наши сожжены», - говорил в эти дни о положении Союза Русского Народа Николай Марков. Более того, ряд видных деятелей монархического движения оказались за решеткой. Правда, следствие, проводимое в отношении черносотенцев Временным правительством, опиралось еще не на нормы т.н. «революционной законности», а руководствовалось законами Российской Империи. В результате никаких преступлений, якобы совершенных союзниками, обнаружить не удалось, и следствие было вынуждено признать их невиновными и отпустить из под стражи.

Однако с приходом к власти большевиков на бывших черносотенцев обрушился настоящий шквал репрессий. Многие руководители правых либо погибли в застенках ЧК, либо были растерзаны озверевшей революционной чернью.
1918 год, год начала «красного террора», стал наиболее страшным для русских патриотов-монархистов. В течение его в Киеве был убит покровитель черносотенного движения митрополит Владимир (Богоявленский); в Перми был умучен архиепископ Андроник (Никольский); накануне революционные бандиты расстреляли лидера пермских монархистов Петра Рябова; по пути из Екатеринбурга в Тобольск был зверски убит епископ Гермоген (Долганов); в Смоленске был убит епископ Макарий (Гневушев); в Москве были расстреляны видные монархисты-черносотенцы протоиерей Иоанн Восторгов, епископ Ефрем (Кузнецов), а также царские министры И. Г. Щегловитов, Н. А. Маклаков, А. Н. Хвостов, С. П. Белецкий. Этот список можно продолжать бесконечно. Только убитые большевиками видные активисты монархического движения исчисляются десятками.

Несмотря на все ошибки, допущенные черносотенцами в ходе политической борьбы, можно отметить бесспорный факт: подавляющее большинство из них своею мученической кровью запечатлело верность православной вере и свои русским монархическим убеждениям. Их подвиг навсегда останется в сердцах русских людей, тем более, что значительное количество черносотенцев было причислено в конце XX века к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Они передали нам, последующим поколениям русских людей, как пример стойкого, даже до смерти, служения русскому делу, так и бесценный, хотя и далеко не безоблачный, опыт политической борьбы. Вечная им память!

Liveinternet.ru/users/Zapl

Просмотров: 1118 | Добавил: oleg898 | Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск по новостям
"За Веру и Верность!"




Rambler's Top100



Статистика
Союзъ Верныхъ © 2007 Используются технологии uCoz